Связь социальной работы с попечительским советом и общественностью
Страница 1
Статьи по социологии » Становление социальной работы в пенитенциарных учреждениях » Связь социальной работы с попечительским советом и общественностью

Традиции участливого, жалостливого отношения к лишенным свободы, сострадания, благотворительности, патроната и попечительства в России имеют глубокие исторические корни. Очевидно, в этом проявляется особая чувствительность русской души, национальная склонность к сопереживанию с ближним, общинная ментальность, готовность помогать друг другу в трудной жизненной ситуации. Признавая реальную силу множества неблагоприятных обстоятельств, которые толкали людей к совершению дурных поступков и даже опасных преступлений, общество стремилось к смягчению участи «бедных и несчастных», «милости к падшим», общественному призрению заблудших и нравственно больных.

Вплоть до начала XIX века эпизодические акты благотворительности осуществляли представители местной и верховной государственной власти: князья, российские государи, члены их семей, государственные сановники, а также все сочувствующие люди. Забота о заключенных проявлялись в таких формах, как посещения тюрем, в основном, в дни праздников, выслушивание жалоб арестантов, раздача милостыни и другая материальная помощь, а иногда – даже помилование. Подобные деяния были бессистемными, практически не влияли на тяжелую участь лишенных свободы и в целом на положение дел в тюремных заведениях.

Первой попыткой организовать общественную помощь арестантам была предпринята императором Александром I в 1802 году, когда его решением было создано «Человеколюбивое общество». Членам общества предоставлялось право регулярно посещать и опекать заключенных, как это делалось за границей. Последующее изучение опыта английского попечительства о тюрьмах, объективная потребность придать цивилизованный вид местам заключения и облегчить положение тюремного населения способствовали в 1819 году созданию в соответствии с Высочайшим указом Петербургского «Попечительного о тюрьмах общества». Эпиграфом утвержденного Александром I Устава общества стали слова из Библии: «Я, Господь, призываю Тебя в правду, и буду держать тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа во свет для язычников. Чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы».

Примечательно, что в этом документе впервые на государственном уровне было подчеркнуто, что попечение должно быть не только об улучшении отбывания наказания, но и о нравственном исправлении состояния содержащихся в тюрьмах преступников. Цели и задачи исполнения наказания, методы и средства их достижения, принципы и направления деятельности, права и обязанности представителей общественности (президента и его членов) были изложены в 25 специальных «Правилах для Попечительного о тюрьмах общества».

Первоначально общество состояло из Петербургского комитета в составе 30 членов обоего пола, представителей церковной и светской знати. Организованное попечительство довольно быстро распространилось в стране. В течение 10–15 лет практически во всех регионах России были созданы Попечительства, работавшие более чем в 800 местах заключения. К 25-летнему юбилею Петербургского общества в стране насчитывалось 49 губернских и 277 уездных комитетов, что свидетельствует о признаках системности в организации попечительства. В свою очередь сформированная система обществ и комитетов способствовала созданию общероссийской структуры государственного управления тюрьмами.

Деятельность обществ, несмотря на филантропический характер целей, ограниченность реальных возможностей, декларативность организационных документов, а также сословный и великосветский его состав, создала предпосылки для масштабного, в определенной степени систематизированного общественного контроля, помощи и воздействия на положение дел в российских тюрьмах, а также формирования основ социальной работы с заключенными. Став ее важнейшим субъектом «Попечительное о тюрьмах общество» выполняло защитно-посреднические функции между арестантами и государством, способствовало установлению тюремной дисциплины, введению элементов регламентированного распорядка дня.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Подобные статьи:

Сущность, структура и функции культуры.
Если рассмотреть этимологию, т.е. выяснить происхождение, термина «культурология», мы увидим в нем два взаимодополняющих слова «культура» и «логия». «Логия» в переводе с древнегреческого означает наука, знание, учение. Исходя из этого, мы ...

Социальная работа с безработными.
Проблема занятости населения стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в ХХ в Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деграда ...

Животный строй психики
Для каждого человека характерны инстинкты, обеспечивающие его выживание в данном мире. К таким инстинктам можно отнести – инстинкт самосохранения, инстинкт продолжения рода, инстинкт добытчика, инстинкт поиска убежища. В первобытном мире ...